Главная Журнал Авто Первые автомобили в Москве россияне атаковали камнями и палками
Первые автомобили в Москве россияне атаковали камнями и палками E-mail
16.08.2010 07:11

firstrussianautoПервые автомобили, появившиеся на улицах Питера, Москвы, Киева и Одессы в конце девятнадцатого века, приходилось защищать с помощью полицейских от возмущенных граждан, которые атаковали механические чудовища камнями и палками.

 

 

 

Сенсацию произвело на Волхонском шоссе появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в действие скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Столице самодвижущийся экипаж.

Петербургская Газета,
16 августа (3 августа) 1895 года

Заметка в газете произвела настоящий фурор. Трудно сказать, какой была марка самого первого автомобиля, появившегося на улицах города, однако — лиха беда начало.

К концу, этого же года  та же газета вновь информировала читателей о том, что на улицах Питера «начали появляться самодвижущиеся экипажи, называемые автомобилями. Экипажи эти сделаны наподобие одноконных дрожек на резиновых шинах и движутся очень быстро, без всякого шума». Медленно, но верно новый вид транспорта стал завоевывать столицу Империи.

Самоходные повозки появились еще во времена паровых двигателей, но на том этапе им не удавалось конкурировать с конной тягой. Положение в корне изменилось с появлением двигателей внутреннего сгорания. Как известно, автомобили с бензиновым двигателем появились в Германии в 1880-х, а уже в следующем десятилетии начало формироваться автомобилестроение как промышленная отрасль. В эту пору новый вид транспорта добрался и до России. Время настоящего автомобильного бума в стране  пришлось на 1900—1913 годы.

 

Автоклуб по рангу

Довольно скоро автомобили перестали воспринимать как экзотическую забаву. С увеличением числа машин в городе росло их значение. И уже в марте 1900 года, стал действовать Московский клуб автомобилистов, а в Санкт-Петербурге — Всероссийский клуб автомобилистов и Общество велосипедной езды, преобразованное позднее в Общество автомобильной и велосипедной езды.

Однако самым влиятельным и самым денежным клубом стал Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (СПАК).

7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1902 года четырнадцать инициаторов автомобильного дела собрались, чтобы учредить СПАК — «для сближения любителей автомобильной и моторной езды, для усовершенствования в ней и возможного распространения автомобилей и моторных самокатов».

Новый клуб возглавил журналист и гонщик Андрей Платонович Нагель.  Гавным покровителем стал - великий князь Сергей Михайлович Романов.

Члены клуба были элитой общества. Вступительный членский взнос в клуб составлял 25 рублей, ежегодный — 50 рублей. Деньги по тем временам немалые. Владеть собственным мотором считалось невероятным шиком — с днем нынешним никакого сравнения.
Некоторое время Санкт-Петербургский автомобиль-клуб базировался на Невском пр. 61 и имел гараж на 30 машин.  В этом же доме разместился автомагазин  с пунктом проката и мастерской. Власти оказывали ему всемерную поддержку, клуб состоял под покровительством Великого князя.

 

002

Ненародные машины

В 1910-х годах количество автотранспорта в российских городах оставалось небольшим, но темпы его роста впечатляли. К 1911 году в стране насчитывалось более 1000 автомобилей, в 1912 году их было уже 1600, а к концу 1913 года — более  3000, не считая сотен машин автомобильных рот в войсковых частях. К этому времени по улицам Москвы, Санкт-Петербурга, Киева ездили автомобили скорой помощи, грузовики, моторные омнибусы, таксомоторы. Насчитывалось несколько сотен циклонет — трехколесных мотоколясок, привлекательных, прежде всего, умеренной стоимостью. На Всероссийской выставке 1913 года у самого входа посетителей встречал автомобильный павильон.

В автопарках  атомобилистов-любителей были исключительно иномарки — отечественной автопромышленности не существовало, кроме единственного экземпляра автомобиля Фрезе и Яковлева неполучившего развития. Выбор был достаточно широк, с изрядным разбросом цен.

В 1912-1913 годах, к примеру, минимальная стоимость Audi составляла 5600 рублей (годовое жалование солидного чиновника). Ford был несколько дешевле — от 2175 рублей (столько в год получал чиновник среднего звена). Некоторые фирмы располагали в стране сетью  представительств: Peugeot — работал кроме Санкт-Петербурга еще в Москве, Киеве и Одессе.  Fiat, Ford, Bents —  тоже имели представительства в крупных регионах.

Самой крупной сетью автосалонов считался «Ауто-салон» Грунау и К°. Там можно было приобрести новенький Mercedes, Opel или любимый Адамом Козлевичем «Лорен Дитрих», а также любые запчасти. Они же завезли первые грузовики в Россию  — пятитонные Fiat.

Но, пожалуй, самая крутая тачка начала ездить по улицам Санкт-Петербурга в  1913 году, перед войной. Это была могучая семиместная француженка Delaunay- Belleville с открытым кузовом. Две огромные фары крепились по обе стороны круглого радиатора, а третья, аварийная, — сверху. У шестицилиндрового мотора был объем 11 846 куб. см. Элегантный автомобиль, выполненный по спецзаказу с отделкой под золото, имел обозначение SMT, которое расшифровывалось Sa Majeste le Tsar — Его Величество Царь. Именно в этом автомобиле "рассекал с девчонками и Распутиным" его императорское величество Николай II.

Без лишнего колеса

Движение автомашин по улицам на первых порах специально не регламентировалось. Полиция даже вынуждена была защищать их от хулиганов, которые забрасывали водителей и машины камнями. Автомобилистов  простой народ встречал с завистью и непониманием. Так, Нагель в одном из номеров своего журнала "Автомобиль" описывал, как жители деревени Афанасьевка Обоянского уезда Курской губернии запустили в его безлошадный экипаж «топорищем длиною 3/4 аршина, шириною полтора вершка и толщиною 1 вершок». Удар был такой силы, что погнулись железные листы кузова.

 

Nagel

Опасность для шоферов представляли и извозчики, делавшие мелкие пакости под предлогом того, что лошади боятся машин.

По мере развития автомобилизма участились случаи столкновений и наездов на пешеходов.

Несмотря на крайне низкие по нынешним меркам скорости движения машин — 10—30 км/час, общественность настоятельно потребовала навести в этом деле порядок. И тогда высочайшему указанию ввели «Обязательные постановления о порядке пассажирского и грузового движения по городам  на автомобилях» — наши первые ПДД.

Некоторые тогдашние нормы практически соответствовали современным. Так, автомобиль в эксплуатации должен был снабжаться звуковым сигналом, глушителем, а также «приспособлением, которое лишало бы возможности посторонних лиц пускать в ход автомобиль в случае отсутствия управляющего оным», а также передним и задним номерными знаками, фарами, при этом запрещалось «употребление прожекторов со слишком большой силой света».

В то же время системы дорожных знаков еще не было, и правила езды сводились к нескольким фразам: следовать по правой стороне улицы или, в случае необходимости, посредине; не ездить наперегонки; уступать дорогу «крестным ходам, похоронам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям». В 1913 году дополнительное правило предоставило преимущественный проезд автомобилям и каретам скорой помощи.

«Обязательные постановления» ограничивали скорость передвижения в пределах городов 10 верстами в час для наиболее оживленных улиц и 20 верстами в час — для остальных. Водители обязывались останавливаться по первому требованию городовых, для чего был придуман специальный сигнал полицейского свистка: длинный и затем несколько отрывистых.

Интересный случай произошел с московским губернатором В.Ф.Джунковским, который ехал на автомобиле по Ярославскому шоссе.
При въезде в Сергиев посад автомобиль был задержан у шоссейной заставы сторожем.
Земство обязало шоссейных сторожей требовать от едущих на автомобилях разрешительные документы - на право езды и на право управления машиной (от шофера).
Сторож отказался пропустить губернаторский автомобиль без предъявления таких документов.
Сидевшие в автомобиле заявляли сторожу, что он имеет дело с начальником губернии. Сторож не знал в лицо губернатора и только после долгих переговоров поднял шлагбаум, записав номера автомобиля.
Когда в тот же день губернатор возвращался в Москву, такая же история повторилась опять на этой же заставе.
Недоверчивый сторож не посмел своею властью пропустить автомобиль и пошел к смотрителю заставы.
Губернатор о происшедшем сообщил земской управе, сторож был уволен, несмотря на протесты прессы.

 

Билет на права

Постановление Думы решило вопрос и о форме водительских прав. Удостоверения — билеты — на право вождения вводились двух видов: общие и частные.

На частные билеты претендовали главным образом шоферы-любители. Эти документы предоставляли право вождения только определенного автомобиля, указанного в разрешении. Их выдавали «лицам обоего пола не моложе 17 лет», которые «докажут свое умение управлять автомобилем, пользоваться всеми находящимися в нем приборами и производить небольшие починки на случай легкой порчи экипажа».

Значительно труднее было получить общие билеты, позволявшие водить любой автомобиль. Это могли сделать только мужчины не моложе 21 года, выдержавшие экзамен по механике, слесарному ремеслу, основам электротехники, сборке и разборке мотора и даже русскому языку.

Выдавала водительские документы  специальная комиссия, в состав которой входили представитель городских властей, полицейский, техник округа путей сообщения, врач и два активиста клуба автомобилистов, один из которых обязательно председательствовал в комиссии. Билеты следовало обновлять каждый год.

Такса на роскошь

Пересели в новое роскошное средство передвижения и извозчики. Большинству граждан из тех, кто не мог позволить себе собственный автомобиль, приходилось довольствоваться моторизованным такси. Иногда просто в качестве аттракциона. В 1912 году коммерческие автомобильные перевозки по Санкт-Петербургу и Москве стали обычным явлением. И  извозные комиссии вынуждены были разработать особые правила для моторизованных извозчиков.

Им надлежало обзавестись специальными таксометрами, во время работы «быть трезвыми и опрятно одетыми в установленную форму, объясняться с пассажирами прилично и спокойно, даже в случаях разногласия и ни под каким видом не позволять себе грубых и резких выражений».

На стоянках «не затрагивать прохожих и не обращаться к ним с предложением услуг, не вести слишком громких бесед и не бесчинствовать». Особо оговаривалось, что таксисты, как и извозчики, могут поджидать клиентов на всех улицах города, но при этом не вправе никому отказывать в обслуживании.

Твердая цена за услуги таксомоторов, введенная с 1 апреля 1913 г., составляла, в зависимости от вместимости машины: за первую версту — 40-50 коп., за каждую следующую полуверсту — 10-15 коп. В ночное время тариф увеличивался на 50%. Требовавшие плату сверх таксы рисковали лишиться лицензии на автомобильный извоз да еще оказаться под судом.


Кстати

Из «Обязательных постановлений о порядке пассажирского и грузового движения на автомобилях»

§6. Удостоверение на допущение автомобилей к езде выдается комиссией, состоящей при клубе автомобилистов. На основании выданного удостоверения из Городской Управы выдается разрешение на право езды на автомобиле по городу. Разрешение выдается в виде особой книжки с напечатанными в ней правилами езды на автомобилях, в книжку вносится фамилия владельца и описание автомобиля. Разрешение должно всегда находиться при автомобиле. При разрешении выдается номерной знак в двух экземплярах разной формы, из которых один должен быть прикреплен на передней, а другой на задней части экипажа на видном месте. Передний номерной знак может быть сделан и краской на радиаторе (размер вдвое больше обыкновенного).

§8. Разрешение и номерной знак возобновляются ежегодно.

Из «Обязательных постановлений о порядке пассажирского и грузового движения по городу на автомобилях»

§1. Разрешается движение только тех автомобилей, которые допущены к тому при их осмотре и испытании.

§18. Лицам, управляющим автомобилями, вменяется в обязанность: а) в пределах города не допускать скорости движения более 10 верст в час по оживленным улицам и не более 20 верст в час по остальным, менее оживленным улицам, г) принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля, д) следовать правой стороной или серединой, если того потребуют обстоятельства, но отнюдь не переезжая на левую сторону улицы.

§19. Езда автомобилей вперегонку воспрещается.

 

Между прочим

Летом 1910 года состоялось грандиозное автомобильное ралли Киев—Москва—Петербург.  Иван Подборский выиграл два приза, развив в заездах скорость 133 версты в час — т. е. 145 км/ч! — на автомобиле французской фирмы «Берлие».


 

Комментарии 

 
#3 Вуддивудпеккер 2013-12-10 16:30 красиво мечтать не запретишь - радует только что революция уменьшила разницу между богатыми и бедными. А то ведь могли бы и дальше жить как сейчас живут африканские страны - богатые в алмазах купаются и ездят на бентли, а бедные в грязюке роются и думаю что украсть на помойке ради пропитания.
 
 
#2 slons 2011-10-14 15:43 против мигалок надо средства помощнее чем камни и палки
 
 
#1 икс 2010-08-25 20:19 надо и сейчас те машины что с мигалками вместо ведерок атаковать камнями и палками :lol:
 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?