Главная Журнал Авто Дай газу в автомобиль в 2012-м. Сколько можно заработать, если отказаться от дорогого бензина в пользу пропан - бутана
Дай газу в автомобиль в 2012-м. Сколько можно заработать, если отказаться от дорогого бензина в пользу пропан - бутана E-mail
10.11.2011 18:55

gazobalonnoeoborudovanieБензин уже по 30 рублей за литр. Сколько стоит денег, и стоит ли вообще отказываться от вечно дорожающего бензина в пользу пропан-бутана, пока ученые не изобрели хорошие батарейки вместе с настоящим, а не бутафорским, Ё-мобилем?


Еще недавно в нефтегазовой  промышленности царили дикие нравы. Весь добываемый пропан-бутан предавался огню, то есть газ сжигался в огромных попутных факелах.

Ведь пропан-бутан, продаваемый в Москве по нынешним временам по 16-17 рублей за литр, на самом деле не что иное, как побочный продукт нефтепереработки и попутный газ при добыче метана «Газпромом».

И вот теперь бесполезные испарения стали замечательным способом сэкономить на топливе для авто. Пропан-бутан подходит практически для любой машины с двигателем внутреннего сгорания. Его стоимость ниже самого дешевого А-95 на 40-50%. И в отличие от бензина, качество газа незначительно меняется на разных заправках - его тяжело набодяжить ослинной мочой (поэтому его чаще просто недоливают).

Так почему же не заменить жидкое топливо газообразным?

Главная причина использования пропан-бутана - его дешевизна.

Но большая разница в цене с бензином на самом деле будет не такой значительной, если учесть некоторые особенности.
Обычно, автомобили потребляют газ в несколько больших объемах, чем бензин. Расход пропан-бутана увеличивается на 10-20%.

Итак, среднестатистическая малолитражка потребляет при смешанном цикле езды 7 литров хорошего бензина на 100 км. В денежном выражении - 203 рубля при цене бензина 29 рублей за литр 95-го.

Разумеется, сумма будет несколько иной, если ездить на авто более продвинутых марок с иными гастрономическими предпочтениями. Далеко не каждая машина способна передвигаться на бензине, не соответствующем европейским стандартам. Стоимость более лучшего бензина 95 плюс - начинается от 30 рублей.

Расход автомобиля, потребляющего газ, увеличится с 7 до 8-9 л/100 км. При цене пропан-бутана 16 рублей, сотня пробега обойдется в 128-144 рубля. Т.е. даже в самом худшем случае, когда авто заправляется обычным девяносто пятым, экономия на газе составит 75 рублей на 100 км.

То есть для водителей, садящихся за руль по праздникам или чья деятельность не связана с активной ездой, экономия на газе большой выгоды не принесет. Ведь придется потратиться на установку оборудования. Все это сопряжено с существенными тратами.

Установка газового оборудования обойдется в 20-30 тыс. рублей.

Быстро отбить эту сумму возможно только при активной езде.

Для выхода на самоокупаемость необходимо проколесить в нашем случае 41,543 тыс. км. Если считать, что в среднем водитель наматывает 20 тыс. км в год, то отбивать вложенные средства газовая установка начнет на третий год. Разумеется, все может сильно измениться, если цены на бензин пойдут вверх, а на газ - вниз.

Желание водителей сэкономить на дорожающем топливе - закон для автопроизводителей, оперативно расширяющих комплектацию машин за счет установки газового оборудования. По такому пути уже пошли Ford, VW, KIA, Hyndai, Opel, Peugeot, Citroen, Subaru, Suzuki, Volvo и другие. Правда, редкие из них продают машины, переведенные на газ, в России.

kollektor_forsunki_5GBO

на рис. Форсунки пятого поколения ГБО


Плюсы и минусы

Сторонники газа в машинах утверждают, что это позволяет не только существенно экономить на топливе, но и значительно сократить выброс вредных веществ в атмосферу. Считается, что пропан-бутан в три раза менее вреден, чем бензин, а, кроме того, газ лучше сгорает в двигателе.

Плюс ко всему, езда на газе увеличивает ресурс двигателя.

Противники газа с такими выводами не согласны. По их мнению, в двигателе, потребляющем газ, увеличена температура в камере сгорания. И это может стать причиной выгорания седел в головках цилиндров. Кроме того, при переключении с газа на бензин во время повышенной нагрузки на мотор могут треснуть перемычки между клапанами головки цилиндров.

Эти обвинения автопроизводители и установщики газового оборудования отбрасывают традиционным способом - дают многолетние гарантии на машины с газовым оборудованием.

 

Пять поколений газового оборудования

Сейчас автолюбителями  используются различные по принципу работы типы газовых систем.

Различие в ГБО по поколениям относится к элементам подачи газа и системе управления, расположенным в моторном отсеке. Устанавливаемые вне отсека компоненты системы - заправочные устройства, газовые трубки, баллон и его оснащение - идентичны для всех.

 

Поколения Газобаллонного оборудования (ГБО) для автомобилей с ДВС

Первое поколение - цена от 10 000 рублей

Системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа, которые устанавливают на старые бензиновые карбюраторные (жигули, москвич, волга) и простые инжекторные (моноинжекторные) автомобили.  В первом поколении ГБО используются как вакуумные, так и электронные газовые редукторы. Запускать автомобиль, если он холодный, надо обязательно на бензине, чтобы охлаждающая двигатель жидкость прогрела испаритель.

gbo2

 

Второе поколение  - цена от 13 000 рублей

Механические системы, дополненные электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода. Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем, с лямбда-зондом, катализатором.

Для поддержания правильного состава газо-воздушной смеси специальный контроллер использует сигнал от штатного Лямбда-зонда автомобиля, а также сигнал положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя - для оптимизации топливно-воздушной смеси на переходных режимах работы двигателя.

Токсичность отработавших газов автомобилей, оснащенных такими системами, как правило, находится на уровне норм ЕВРО-1.

gbo3

газовый редуктор - где газ из жидкой фазы переходит в газообразную

 

Третье поколение - цена от 15 000 рублей - уже не устанавливают, все перешли на 4-е поколение

Производится индивидуальная подача газа в отдельные цилиндры дозирующим устройством (газовым инжектором), имеющим одноуровневое управление порцией газа, который управляется специальным  компьютером. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа.

Системы 3-го поколения не используют топливных карт, заложенных в штатных «мозгах» автомобиля, они попросту работают в "параллельном" режиме, т. е. создают собственные топливные карты.

Скорость реакции на корректировку смеси у систем тертьего поколения не высокая и обусловлена скоростью работы шагового дозатора - распределителя.

Установка ГБО третьего поколения на инжекторные автомобили отличается тем, что вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим.

gbo4

Переключатель газ-бензин в автомобиле

 

Четвертое поколение - от 20 000 рублей

Это системы с распределенным синхронизированным впрыском газа. Это, лучшее по соотношению цена/качество из известных сегодня решений в России, пришло на смену и полностью заменило третье поколение: отличие от третьего - отдельное управление подачей газа (форсунками газа) для каждого цилиндра, которые управляются более совершенным электронным блоком.

 

Пятое поколение - от 30 000 рублей

В отличие от четвертого поколения, в системах пятого поколения газ поступает в цилиндры в жидкой фазе. Для этого в баллоне находится насос, который обеспечивает циркуляцию жидкой фазы газа из баллона через рампу газовых форсунок с клапаном обратного давления обратно в баллон. Системы пятого поколения используют вычислительные мощности и топливные карты, заложенные в штатный компьютер автомашины, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. Систему характеризует наличие отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр, то есть полностью аналогично бензиновой. Фазу и дозировку впрыска определяет штатный бензиновый контроллер автомобиля. К преимуществу этого поколения можно отнести отсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах.

К недостаткам системы можно отнести ее высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность.

Некоторые установщики разрекламировали уже шестое поколение для машин с непосредственным впрыском топлива (основное отличие от систем пятого поколения) - подача жидкого газа через родные бензиновые форсунки, тем самым предотвращая перегрев и сгорание форсунок в двигателях с непосредственным впрыском.


 

Комментарии 

 
#1 slighter 2012-03-06 23:19 газ реально выгоднее если ездишь более 20 000 км в год - если меньше - то он себя не окупит
 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?