Главная былое Земля Обетованная. Евреи доказали, что борьба за идею уже сама по себе является лучшей национальной идеей
Земля Обетованная. Евреи доказали, что борьба за идею уже сама по себе является лучшей национальной идеей
24.11.2008 15:06

В основе национальной идеи государства Израиль — приверженность иудейской религии и вера в существование неразрывной связи каждого еврея вне зависимости от места рождения и проживания с исторической родиной. Даже в государственном  гимне Израиля мотив национального суверенитета связан с Землей Израиля и расположенными на ней иудейскими святынями.

Мария БОНДАРЬ, Контракты


«Из-за того что римский император Тит разрушил Иерусалим, я родился в одном из городов в изгнании, но всегда чувствовал себя уроженцем Иерусалима», — эта фраза из нобелевской речи писателя Шмуэля Йосефа Агнона как нельзя лучше иллюстрирует национальную идею государства Израиль. В ее основе — приверженность иудейской религии и вера в существование неразрывной связи каждого еврея вне зависимости от места рождения и проживания с исторической родиной (речь идет о Земле Израиля — так евреи традиционно называют территорию Палестины). Даже в государственном  гимне Израиля мотив национального суверенитета связан с Землей Израиля и расположенными на ней иудейскими святынями: «Наша мечта — быть свободным народом на своей земле: Земля, Сион и Иерусалим...». Отметим, что религиозная основа отнюдь не делает национальную идею Израиля чуждой светским гражданам страны.

Аргумент в пользу веры

«Убежденность в том, что Земля Израиля обещана евреям Всевышним в вечное пользование и что рассеяние народа по другим странам — явление временное, один из немногих факторов, идеологически объединяющих светских и религиозных представителей нации», — говорит Давид Сегаль, телепродюсер, преподаватель традиции в иерусалимском институте «Ор Хая». Даже социалист Давид Бен-Гурион, представлявший интересы евреев на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 года, ссылался на религиозные первоисточники, доказывая права своих соотечественников на Землю Израиля. Бен-Гурион, как и большинство общественных деятелей, участвовавших в создании государства Израиль, был сионистом — сторонником политической доктрины, сформулированной в свое время Теодором Герцлем. Возникла она в XIX веке, когда светские еврейские мыслители, обеспокоенные притеснением соотечественников, живущих среди других народов, предложили три варианта решения «еврейского вопроса»: автоэмансипацию (ассимиляцию в странах проживания), территориализм (создание еврейского государства там, где это проще всего осуществить; в частности, рассматривался вариант покупки земли и основания еврейского государства в Уганде) и политический сионизм (борьба за формирование еврейской государственности на исторической родине). Движения за автоэмансипацию и территориализм скоро канули в Лету, а результатом развития сионизма стало в 1948 году провозглашение независимости государства Израиль.

«Герцль обратился к национальной идее, сформировавшейся еще со времен выхода евреев из Египта, описанной в древнейших еврейских книгах и отраженной даже в ежедневных иудейских молитвах», — разъясняет главный редактор информационных проектов образовательного центра «Мидраша Ционит» Макс Лесовой. — Эта идея заключается в том, что полноценная реализация еврейской нации возможна только на принадлежащей ей земле, в условиях физической и духовной свободы. Собственно, сионизм начался за сотни лет до Герцля — едва ли не с того момента, как римские оккупанты разрушили Иерусалим, Храм и еврейское государство».

Исторический пробел

Исторические источники свидетельствуют о том, что еврейское государство в Земле Исраэля существовало с XIII века до н. э. до I в. н. э. с перерывом всего в 70 лет — в эпоху нашествия вавилонян. К тому же начиная с XIII века каждые сто лет евреи из стран изгнания пытались начать заселение Земли Обетованной. В XVI веке это были евреи из Испании, в XVII — из Италии и Северной Африки. В 1777 году в Землю Израиля переселились 400 хасидских семей с территории современной Украины и Беларуси, в 1810-м — несколько тысяч литовских евреев. Со временем переселение становилось все более и более активным, не в последнюю очередь благодаря финансовой поддержке знаменитых семей меценатов — Монтефиоре и Ротшильдов. К слову, последние не только финансировали создание и развитие еврейских поселений в Палестине, но и официальную передачу Земли Израиля евреям.

После Первой мировой войны территория Палестины была передана под мандат Великобритании. В ноябре 1917 года британский министр иностранных дел Артур Бальфур направил лорду Уолтеру Ротшильду официальное письмо о том, что «правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине «национального очага» для еврейского народа». В середине ХХ века этот «национальный очаг» стал убежищем для евреев, спасавшихся от фашистского уничтожения, несмотря на сопротивление британских властей массовому возвращению евреев.

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию, предусматривающую прекращение действия британского мандата в Палестине и создание на ее территории двух государств — еврейского и арабского. По сути, историческая резолюция противоречила предложению Артура Бальфура. Во-первых, Бальфур обещал отдать евреям всю историческую территорию Земли Израиля, а во-вторых, согласно утвержденному ООН плану разделения Палестины, за пределами еврейского государства оказывались почти все еврейские святые места и исторические очаги еврейской цивилизации: Иерусалим, Беэр-Шева, Хеврон, Бейт-Лехем, Шхем. Несмотря на то что такой план раздела Палестины не позволял в полной мере реализовать еврейскую национальную идею и вернуть потомкам Исраэля обещанную Всевышним землю, евреи готовы были согласиться с решением Генеральной Ассамблеи и поселиться в границах, определенных Международной комиссией ООН.

За что боролись

По иронии судьбы ключевую роль в передаче евреям территорий, на которых расположены иудейские святыни, сыграли исторические соперники — арабы. Иордания, Сирия и Египет объявили, что не потерпят никакой еврейской автономии в Палестине, и как только евреи провозгласят независимость своего государства, им тут же объявят войну. Бои начались даже раньше, чем предполагалось. Англичане сформировали в Палестине «арабский легион», состоявший из иорданских солдат. В результате войны Иерусалим и другие важные для иудеев города стали еврейскими.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?